13 причин не становиться писателем

Три года назад я решила стать писателем. Моя голова оказалась переполнена идеями, информацией. В иные моменты мне чувствовалось, будто сотни, нет, тысячи мыслей кружатся в ней одновременно, бьются о черепушку изнутри, спорят, галдят, жужжат. Жизненный опыт, личные наблюдения, мечты и фантазии, сны и видения — всего невыраженного накопилось тогда столько, что с этим нужно было что-то делать. И я решила становиться писателем. Я не могла иначе и не могу до сих пор.

Если ваше сознание хотя бы на долю секунды рассматривает вариант «не писать», лучше не становитесь писателем 😀 

И вот почему: 

1. Отсутствие гарантии успеха. 

Сразу вас никто не признает. Гарантии успеха нет совсем. Только если вы не вбухиваете кучу денег на маркетинг и PR. 

Исключение — если вы «попали в тренд», что вероятно если вы пишете любовные романы, произведения, которые подходят для серий от издательств или LitRPG. Но и в этом случае работа должна быть качественной, уникальной, интересной. На первые два года писательства аудитория будет только «привыкать» к тому, что такой автор как вы, вообще существует.  

2. Неопределенность и отсутствие стабильности. 

Вы не будете знать когда получите оплату за свои работы и будет ли она вообще. Если размещаетесь на порталах самиздата, то прежде, чем вы появится доход, нужно выполнить множество разных задач — собрать свою аудиторию, регулярно выкладывать новые произведения, участвовать в конкурсах и пр. 

Стабильность в писательском ремесле есть лишь в том, что её нет. 

3. Низкий доход.  

Даже если вы начали получать доход за свои произведения и у вас начали покупать роман на Litres, это окажутся такие мизерные суммы, что жить на них будет невозможно. 

Для примера: 

  • Допустим, стоимость романа на Litres у вас 249 рублей. 
  • С одной продажи вы получите ±25% (неисключительная лицензия), то есть 62,25 руб. 
  • Чтобы получить, к примеру, 30 000 руб. в месяц, вам нужно продать свой роман 481 раз. 😂

Для начинающего автора такой вариант совершенно нереален. 

Конечно, другие порталы дают больший %, но аудитория там зачастую меньше, чем у Litres. 

С издательствами ситуация по доходу может быть получше, но туда надо еще как-то умудриться попасть. Начинающие авторы с одним романом и без собственной аудитории редко вызывают доверие. 

3. Трата времени и необходимость сохранять мотивацию. 

Чтобы хоть чего-то достичь, нужно писать регулярно и много. Это огромное количество часов. Да, можно создать роман за месяц, но при условии, что будешь заниматься только этим. Еще дней 30 надо брать в запас на редактуру. И это если другой  работы нет. 

И всё это время, когда не получаешь результата, тебе нужно продолжать писать и мотивировать себя это делать регулярно. Непростая задача, я вам скажу. 

4. Баланс между творчеством и финансовой стабильностью. 

Рано или поздно придется совмещать работу и писательство. Даже если у вас есть «подушка безопасности», чтобы потратить какое-то время только на творчество, доход вы можете получить не скоро или вовсе его не иметь. 

Мне было трудно научиться совмещать работу за которую я получаю деньги и писательство. Сейчас я работаю 6 дней в неделю в среднем с 10 до 19 и за день переключаюсь между 3 видами деятельности. Это непростой ритм, в котором нужно еще успеть отдохнуть потому, что усталость быстро накапливается если за этим не следить. 

5. Конкуренция 

Конкуренция будет большая. Вне зависимости от того,  в каком жанре вы пишете. Люди читают и современных печатающихся авторов, и самиздат, и писателей прошлых десятилетий, столетий. Кроме этого каждый день на Litnet, Litres, Litmarket публикуется невероятное количество новых работ, с которыми вы конкурируете. 

Мне порой кажется, что произведений в мире существует намного больше, чем люди способны прочитать. Конечно, часть из новых авторов «отвалится» в процессе, но от этого конкуренция не исчезнет, вы просто будете соперничать с более опытными авторами. И еще непонятно, что труднее. 

6. Необходимость продвигать свои произведения и развивать soft skills

У вас не получится заявить о себе без продвижения. 

  • Платная реклама. У книжных блогеров можно покупать обзоры, заказывать баннеры у Litres или делать таргетированную рекламу в VK. Окупаемость может быть низкой, к этому надо морально подготовиться.
  • Бесплатное продвижение. В этом случае вы будете тратить много времени своего или человека в найме (если есть на него средства). Придется строить своё комьюнити, ездить на выставки, знакомиться с людьми, презентовать себя и свои работы.  

Ну и без развития soft skills сейчас никуда. Не только в писательстве. Надо учиться общаться с людьми, рассказывать о себе так, чтобы было интересно другим, сотрудничать, действовать в условиях неопределенности. 

7. Редактура и корректура

Вне зависимости от того, делаете вы редактуру сами на начальном этапе или этим занимается другой человек, это крайне болезненный процесс. Произведения должны быть четко выверены по логике, написаны грамотным и понятным для аудитории языком. 

Вам придется научиться абстрагироваться от своего текста и уметь смотреть на него непредвзятыми глазами. Убирать или добавлять сцены, чтобы сюжет был более четким, менять фразы. 

8. Участие в литературных конкурсах и отказы

Один из способов заявить о себе — участие в конкурсах. Придется писать на заданные темы и при этом стараться сохранить личную идентичность. И даже когда вы вложите силы и душу в рассказ, он может не войти даже в лонг-лист. 

Если конкурс проводит популярный портал, то воронка будет бешеной. 

  • Подают заявки ±1000 
  • Проходят в лонг-лист ±50
  • Проходят в шорт-лист ±10
  • Побеждают ±3

Итого, шанс победы в конкурсе 0,3%. 

В конкурсах поменьше: 

  • Подают заявки ±200 
  • Побеждают ±5 

Шанс победить 2,5%. 

А ещё конкурсы — это всегда вкусовщина. Побеждают те работы, которые соответствуют ожиданиям жюри по сборникам. 

9. Преодоление себя, творческого кризиса и писательских блоков

Писательство не поддается четкой логике и пониманию. Бывает, хочешь придумать рассказ, а не выходит. Или написал четыре главы романа, а чувствуешь, что «не то». Нужно учиться выходить из ступора, кризисных ситуаций и моментов, когда совершенно не знаешь, что делать. Надо принять, что мучения, моральные терзания будут и наверняка немалые. 

10. Необходимость принимать критику

Это не про негатив, а про критику. Бывает, кто-то от души даёт рекомендации как вам лучше было написать что-либо. Слова не те, штампов много, сюжет нестройный и пр. 

Важно уметь прислушиваться к конструктивным рекомендациям, но всегда надо понимать кто эти советы даёт. Одно дело редактор и совсем иное неграмотно пишущий комментатор в социальных сетях. 

 К своим читателям нужно проявлять уважение, внимательность. Благодарить за отклики, вежливо отвечать на критику, быть сдержанным, не грубить, не высказывать чрезмерно резких суждений. Чем больше людей вас замечают, тем больше за вами следят.  

11. Негативные отзывы

Необходимо иметь сильную психологическую устойчивость к негативу. А он наверняка будет. Если вы сверхчувствительный человек, то читать отрицательные комментарии о своих работах крайне трудно. 

Если вы пребываете в иллюзии «у меня хороший роман, негативных отзывов не будет» — бросьте эти глупости. На любую работу найдется тролль, который напишет гадость или поставит единицу в оценках. 

12. Организация рабочего пространства

Отвлечься от работы проще простого. Вам придется организовать свою жизнь и рабочее место так, чтобы было как можно меньше ненужного вокруг вас. Либо учиться не замечать окружающую действительность. Всё зависит от вашего характера. 

Кому-то проще работать в кафе с чашкой кофе, другим дома. Но в любом случае должен быть ваш личный порядок, ничего лишнего (ни звуков, ни предметов). А родным и близким придется проявлять уважение и не трогать вас когда вы работаете. Порой это всё бывает трудно организовать. 

13. Необходимость работать в одиночестве

Писательство — это работа в одиночестве. Это постоянное уединение. Даже если вы пишете что-то в паре, каждый выполняет свою часть сам по себе. Тем, кто привык к постоянному общению и работе в коллективе, это может даваться тяжело. 

А ещё нужно много читать, анализировать тексты других авторов, повышать свои навыки письма, быстро печатать, улучшать и укреплять знания… И много всего другого. 

А вообще, если вы научитесь справляться со всем, что я описала выше, это перенесет вас на совершенно другой уровень саморазвития. Если вы не испугались, то я лишь желаю вам огромных успехов в творчестве! 

Статья «18 причин стать писателем». 

Наверх